"САР" Белореченского района КК » Новости »

Аваг Шабат и празднование Пасхи.

Аваг Шабат( Страстная неделя) и празднование Пасхи в ААЦ  Св. Григория Просветителя города  Белореченска.

 

 После Цахказарда  наступает  Аваг Шабат( Страстная неделя), где каждый час наполнен глубоким смыслом. В страстную неделю люди как бы на себе переживают последние часы земной жизни Христа, предшествующие его чудесному Воскресению. Период от понедельника после праздника Вербного Воскресенья до Светлого Христова Воскресения называется Страстной неделей. Великим называется и каждый из ее дней, имеющий условное название, которое посвящено тому или иному событию из земной жизни Спасителя. Упоминаются последние заповеди, страдания, смерть и воскресение Христа.

Уже с понедельника повсюду идёт работа. Ведь создав землю, Бог вверил её заботам людей.

Великий Четверг посвящен воспоминанию о Тайной Вечере в Иерусалимской горнице.

В этот день настоятель церкви Тер Мушег Хачатрян  совершил  символический обряд омовения ног. Это последний урок смиренного служения, который дал Учитель своим апостолам во время Тайной вечери. Следуя  примеру  Господа, священник, стоя на коленях на Святом Алтаре, омыл ноги  двенадцати  юношам  и помазал их освященным маслом. После службы прихожанам раздали освященное масло, которое они  унесли домой. По преданию в старину  кусочки этого масла клали в бочонок ,где хранилось  масло, чтобы оно никогда не переводилось.

В четверг вечером  также был совершен обряд  Затмения (Хаварум). На алтаре были зажжены  12 свечей. Священник  читал  фрагменты из Евангелий, описывающие душевное смятение Иисуса и его молитву в Гефсимании, арест Христа, допрос, унижения Господа, троекратное отречение и раскаяние Петра. По прочтении каждого фрагмента гасилась одна свеча и в конце осталась горящей только одна свеча. Погасшие свечи напоминают о бегстве учеников из Гефсимании, а единственно  горящая  свеча символизирует одиночество Христа.

Пятница и суббота проходят в предпраздничном ожидании.

Великая  Пятница  была посвящена воспоминанию о Страстях Господних . Церковный обряд Великой Пятницы (обряд Распятия).В старину  Пятницу этой недели называли «страстная». В этот день нельзя было умываться, бриться, мести пол, срывать зелень.

 

Великая  Суббота  была  посвящена  воспоминанию о погребении  Иисуса Христа. Согласно Церковному календарю, после вечернего богослужения начинается новый день. В вечер Великой Субботы Армянская Апостольская Церковь Св. Григория Просветителя   отметила  Чрагалуйс  (Сочельник).  Тер Мушегом  была совершена Св. Литургия  Сочельника (Чрагалуйс). В этот же вечер были  зажжены лампады, от которых прихожане унесли благодатный  огонь в свои дома.

По христианскому календарю  49-дневный пост завершается  Пасхой —  праздником Воскресения Христа.

Праздник Пасхи  носит  название  Затик («затвел», «анджатвел» — избавление от мук). Пасха в Армении отмечается по григорианскому календарю. Традиционно  в пасху  люди стараются  помириться друг с другом, покаяться в своих грехах.

В воскресенье в Церкви Св.Григория Просветителя было многолюдно. Льющийся в воздухе   перезвон колоколов церкви  оповещал прихожан о начале праздничной Литургии. Церковь была украшена красивыми цветами. Многие прихожане пришли целыми семьями .Прихожане приветствовали друг друга  словами «Христос воскрес из мертвых! – Благословенно воскресенье Христово!». В конце богослужения прихожанам раздавались освященные  крашеные яйца, куличи и матах(мясо ягненка, завернутое в лаваш). После  чего  прихожане отправились домой отмечать  праздник  Сурб  Затик в кругу семьи,где их ждали щедро   накрытые  праздничные  столы. Традиционно армянские пасхальные блюда – это крашенные яйца, сладкий плов и отварная рыба ,а также обилие зелени, сладости и  куличи.

28 марта  Армянская Церковь отметила  День поминовения усопших. В этот день люди посетили могилы своих близких.