"САР" Белореченского района КК » К 100-летию геноцида армян. "Помню и требую". »

К 100-летию геноцида армян

genarm
«Помню и требую»
«Народ, чья христианская  вера  так  древна , который  не отрекся  от  Христа  и  после сильнейших бурь и жесточайших преследований. Народ, чья история почти полностью является нескончаемым мученичеством, конечно  же заслуживает не  только нашего участия, но и нашей любви». 

Макс Сакс   

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Уважаемый читатель, приближается самая трагическая дата многовековой истории армянского народа – Геноцид армян.

На страницах «Белореченской правды» мы начинаем публиковать статьи и очерки под рубрикой «К 100-летию Геноцида армян» .

Армяне — один из древнейших народов мира, документальная история которого насчитывает около трех тысячелетий. На протяжении столь дли тельного времени армяне не раз переживали и трагические периоды своей истории, и периоды небывалого расцвета и созидательного труда, одарив мировую цивилизацию замечательными шедеврами материальной и духовной культуры. Находясь на пересечении важнейших путей между Востоком и Западом, Армения с давних времен стала ареной опустошительных войн и нашествий, ее многократно завоевывали, расчленяли и разоряли. В результате национального и религиозного преследований, гонений и насильственных переселений уже более тысячи лет назад многие армяне вынуждены были оказаться за пределами своей страны.

В начале IV века нашей эры Армения стала первой страной в мире, в которой христианство утвердилось в качестве официальной религии. Однако многовековая борьба армянского народа с завоевателями завершилась утратой собственной государственности. На долгие века земли, где исторически проживали армяне, оказались не просто в руках завоевателей, а в руках завоевателей, исповедующих другую веру. Армения входила в состав Османской Империи, которая доживала свои последние дни. Многие современники того времени говорили, что они не встречали ни одного армянина, который не знал бы турецкий язык. Этот факт показывает, насколько тесно армянский народ был привязан к Османской империи.

Но в чем же провинился армянский народ, за что подвергся таким страшным испытаниям? Почему доминирующая нация всегда старается ущемлять права национальных меньшинств?

Заинтересованными людьми выступал класс имеющий и богатый, к примеру турецкие эфенди были самой богатой кастой того времени, а сам турецкий народ малограмотный, типичный азиатский народ . Создать образ врага и возбудить ненависть не представляло особой сложности. Но ведь каждый народ имеет право на свое существование и выживание, сохранение своей культуры и традиции.

Армяне не были последними в «списке избранных», такую же участь готовили грекам и болгарам.
В то время во всей Передней Азии не было народа, который мог противостоять армянской образованности. Армяне занимались ремеслами, торговлей, наводили мосты к европейскому прогрессу, были прекрасными медиками, учителями, юристами. Империя разваливалась, султаны не в состоянии были управлять государством, их правление превращалось в агонию. Не могли они простить армянам, что их благосостояние растет, что армянский народ повышает уровень образования и богатеет.

Еще в 17 веке в Западной Армении армяне составляли 98% населения. Демографическая ситуация в регионе начала меняться в 18 веке. Особенно сильно ситуация изменилась в годы правления султана Абдул Гамида и партии Иттихад. Так, в 1860-1912 гг., армянское население в Западной Армении сократилось более чем на один миллион человек.

В Османской империи армяне, не являясь мусульманами, совершенно официально относились к людям второго сорта. Им запрещалось носить оружие, они облагались более высокими налогами и были лишены права свидетельствовать в суде.

В 1878 году, на Берлинском конгрессе, под давлением Запада Турция должна была обеспечить нормальную жизнь христианскому населению в рамках империи, однако Турция не спешила выполнять требования Запада.

Сложные межнациональные и меконфессиональные отношения в Османской империи значительно обострились к концу XIX века. Череда русско-турецких войн, в большинстве своём неудачных для Османской империи, привела к появлению на её территории огромного числа беженцев-мусульман с утраченных территорий — так называемых «мухаджиров».

На территории армянских провинций было поселено 850,000 мусульманских мухаджиров и еще около 150,000 армян было насильно обращено в ислам. Мухаджиры крайне враждебно относились к христианам-армянам.
В свою очередь, армяне Османской империи к концу XIX века, устав от бесправного положения, всё громче требовали уравнивания в правах с остальными жителями империи.

Первая волна массовых убийств армян на территории Османской империи прошла в 1894−1896 годах. Открытое сопротивление армян попыткам курдских вождей обложить их данью ,обернулось массовыми расправами не только над теми, кто участвовал в протестах, но и над теми, кто оставался в стороне. Принято считать, что убийства 1894−1896 годов не были напрямую санкционированы властями Османской империи ,тем не менее их жертвами, по разным оценкам, стали от 50 до 300 тысяч армян.

Со вступлением Османской империи в Первую мировую войну, в стране всё громче стали звучать лозунги о необходимости «единения» всех представителей турецкой расы для противостояния «неверным». В ноябре 1914 года был объявлен джихад, что подогрело антихристианский шовинизм среди мусульманского населения.

24 апреля все мы будем отмечать 100-.юю годовщину Геноцида армянского народа в Османской Турции (Западной Армении). Эта дата носит условный характер и взята за основу по той причине, что в этот день, в 1915 году, в Стамбуле (Константинополь) были арестованы, а затем и убиты свыше 700 представителей армянской интеллигенции: поэты, писатели, священнослужители, композиторы, художники, депутаты…

В действительности геноцид начался в Турции в 1894-ом и продолжался до 1923 года. Проведенный в четыре этапа геноцид армян, с 1894 по 1922 гг., уничтожив армянскую цивилизацию на большей части Западной Армении, отнял жизни более 2.000.000 человек (около 300.000 армян было уничтожено в 1894-96 гг., 1.5 миллиона в 1915-16 гг., около 300.000 в 1918-1922 гг.).

Наиболее тяжелые потери армянский народ понес в годы первой мировой войны, когда весной 1915 г. правящие круги Турции организовали первый в истории человечества чудовищный акт геноцида армян на их исторической родине, в Западной Армении, в результате которого погибло около 2 млн. человек.

Факт геноцида армянского народа признан многими государствами. Первым это в 1965 году сделал Уругвай, примеру которого последовали Россия, Франция, Италия, Германия, Голландия, Бельгия, Польша, Литва, Словакия, Швеция, Швейцария, Греция, Кипр, Ливан, Канада, Венесуэла, Аргентина, 42 штата США. Геноцид армян признали также Ватикан, Европейский парламент, Всемирный совет церквей, а недавно и Боливия.

Символом мероприятий, посвященных столетию Геноцида армян, станет незабудка, потому что незабудка почти на всех языках имеет тот же смысл – помнить и не забывать, а в цветке графически изображены 12 каменных плит ереванского Мемориала жертв Геноцида армян «Цицернакаберд», которые символизируют пять частей света, где рассеялись армяне после Геноцида и создали армянскую диаспору. Геноцид армян – не только трагедия нашего народа, но и преступление против человечества мирового масштаба. Если бы он был признан по справедливости, то мог бы сыграть препятствующую роль для дальнейших преступлений.

Сегодня, спустя почти век после геноцида, людей, переживших эти страшные события уже нет в живых. Остались только их потомки, которые не раз слышали душераздирающие истории своих дедушек и бабушек , снова и снова переживая вместе с ними страшные дни своего народа. В нашем районе проживает немало потомков тех, кому по счастливой случайности удалось спастись от смерти, суметь пережить эту страшную трагедию и жить на чужбине, которая стала для них второй родиной. Жить дальше ради продолжения своего рода, своего многострадального народа.

«Армяне — это народ, который умеет хранить в веках и передавать 
из поколения в поколение святое уважение к рукописной,
а подчас и кровью написанной книге… Это огромный показатель
культуры свидетельство высокой любви к своим истокам.

Р. Гамзатов

2

В  конце  XIX – начале  ХХ  веков  переселенцы   из Трапезунда,  Джаника, Байбурда, Эрзерума,  Вана  и других  провинций  Западной Армении  стали  покидать  исконные  армянские  земли  и расселяться  по  всему миру. Беженцы  стали прибывать также  в Россию, больше на Северный  Кавказ. Белореченский  район  не был исключением. Для  многих из них  он стал родным  домом, второй  Родиной.

Сегодня  мы  расскажем  подлинные   истории   армян- переселенцев, которые   приехали  и обосновались  в хуторе Терновый    Пшехского поселения.

Самыми  первыми  жителелями  хутора  были  семьи  Бармаксузян  и Кочковорян,  это было в период с 1900 – по 1905 годы. Приезжие  обратились  с просьбой  к  атаману  Мартанскому  — арендатору  земель, который  выделил  переселенцам  терновую  поляну.   Позже  приехали  семьи  Крбашьяна  Минаса, Авджяна  Арута, Пегливоняна  Овага, Сарьяна  Саркиса, Трапезоняна  Аведиса, семья Тенеджян. Люди  выкорчевали  кусты терновника, помогая  друг другу  построили  дома, основали  свой  маленький  хутор, назвав  его  в честь терновой  поляны — Терновый,   и  стали  здесь  жить.

Спасаясь от  продолжающегося  геноцида  в  1925 году  в х. Терновый  из  Западной Армении  приехала    небольшая  группа  армян. Это были ближайшие  родственники  и соседи  сел Тортун, Кемах, Карнеци  Ерзинкинского  района  провинции  Эрзерум, которые вместе проделали огромный  путь, потеряв  по дороге  к свободе и спасению больше  половины  людей. Спаслись  и  дошли сюда семьи: Акопян  Эстер  с  сыном  Никогосом и  дочерью  Пайцар,  Бозикян  Хазар  и  его брат Андраник,  Восканян  Хевон   с женой Эхсан,  а также  его сестра  Нарук  с  дочерью Катик, Григорян  Оганнес  с двумя сыновьями  Арменаком  и   Карапет  с женой Айкуш, Манукян  Хазар, Арутюнян Левон, Мелконян Андреас  с дочерью Аракси, Пашаян   Мардирос  с сыновьями  Варак  и Эзек  и дочерью Српуи, Хачатурян  Мнацакан  с  женой Ахавни  и сыном Арамом, Карапетян,  Дикран, Авджян  Богос  и  другие.

Трагические   судьбы  этих   испытавших  горе  людей  тесно  переплелись не просто так. За  каждой из этих фамилий стоит грустная  история  скитаний, переездов, трагедий, потерь и приобретений…

Армянское  население  провинции  Эрзерум  к 1915 году  уменьшилась  в несколько раз. Мусульмане  убивали  христиан. Резали  всех поголовно, не щадя ни детей, ни женщин, ни стариков.

« …Моей  бабушке  Катик,-  вспоминает Сетрак  Сагратович  Мадельян,- на тот момент было чуть больше 12 лет. Отовсюду неслись жалобные вопли и крики о помощи,- рассказывала бабушка,-  но ни слезы, ни плач, ни мольбы о пощаде не могли смягчить сердца озверевших людей. Многие из наших родственников и соседей  потеряли детей, сестер, братьев, жен и мужей. Взрослые  поняв, что они уже упустили драгоценное время, решили собрать всех оставшихся в живых соседей и родственников и срочно уходить подальше от этого ада…»

Бабушка Катик  со слезами на глазах вспоминала, как  у родителей отбирали детей, угоняли молодых девушек, убивали  женщин  и стариков. Было очень страшно. Казалось, что мир перевернулся  и уже никогда  не будет  тех счастливых и безоблачных  дней  ее детства, когда все они были счастливы, хотя бы потому, что были  вместе, и все были живы.

Турки – соседи, с  которыми они прожили  по соседству  всю  жизнь, с риском  для  жизни спрятали их  у себя  до  наступления темноты. Наступила ноч , на улице стало тихо, казалось, что в округе не было ни одной живой души, только видно было, как  где –то догорают подожженные  турками   дома армян …

Их  должно было бежать   больше  ста  человек, но осталось  в живых  около тридцати.  Ближе к полуночи все они были в сборе. В кромешной темноте  к  выходу  из села  один за одним, как в никуда  стали исчезать силуэты  детей  и  взрослых …

Катик  казалось, что они  все  время  шли, но  шли они только  ночью, чтобы не попадаться на глаза туркам. Как долго они  шли, уже не помнит никто. По дороге  погибали  дети, женщины, старики. Их  оставалось  все  меньше и меньше. Несколько  раз  юной   Катик  приходилось  спасать  от смерти своего младшего брата.  Истощенная и обессилевшая мать Катик, не веря в спасение и потеряв надежду, несколько раз бросала своего малыша в бурные воды Ефрата, где  повсюду плавали трупы  погибших людей, а вода от их  крови  окрасилась в  ярко-алый  цвет. Ее мама  Нарук  не была плохой матерью, нет,  просто ее  охватывал  дикий страх, что ее малыш может стать жертвой  убийц.  Все это время   помогал и  был  рядом с Катик   их сосед  Хазарос  Бозикян,  который потерял  в этой резне  жену и четверых детей.

По счастливой случайности  по дороге  они  примкнули  к  войску, под  предвадительством  самого   Андраника  Паши. ( Андраник  Озанян  — один из лидеров армянского национально-освободительного движения, национальный герой армянского народа).

« Около двух лет  наши предки находились в расположении  войск великого полководца  и  не теряя  даром  время  помогали  солдатам  чем могли:  женщины  готовили  еду и лечили  раненных. Наш дед Хазар  управлял  повозкой   с упряжью,  где находилось   оружие  всего личного состава полка», — вспоминает Сетрак  Сагратович.

После долгих скитаний и потерь эта группа людей, вернее, все что осталось от нее, в 1918 году прибыла  в Тифлис (Тбилиси). Здесь в Тифлисе было много беженцев- армян. Работники «Красного креста»  помогали  людям  чем  могли, но  в  лагере  беженцев  свирепствовали  эпидемии  холеры,  брюшного тифа  и  дизентерии. Не хватало еды и  необходимых  медикаментов. Каждый день погибали люди. Оставаться здесь не было смысла. Через какое – то время они  все той же группой отправились в Армавир, устроились  работать  на табачную  фабрику.

В Армавире  была  аналогичная ситуация : голод, болезни, нищета. Они  перебрались в Майкоп, где  им посоветовали  ехать  в село  Гойтх Туапсинского  района. Там  в селе  можно было  прокормиться, занимаясь земледелием и скотоводством, а  т.к.   армян  в селе  проживало  много, проблема языкового барьера  отпала  сама  собой.

Очень долог был их путь к мирной и спокойной жизни. Потеряв свои семьи и  вместе преодолевая трудности,  страх  и  горечь  утраты, они  создали  новые семьи. Юная  Катик  вышла  замуж  за  Бозикяна  Хазара, человека  намного старше нее, но надежного и честного. В  Гойтхе  у них родились  сын  Сетрак  и  дочь Эхсапет. Всего у них  было четырнадцать детей.  Пашаян  Мардирос  женился на Нарук, матери  Катик. Мелконян Андреас,  на глазах у которого убили  всю его  семью, и у которого  осталась только дочь Аракси, женился на  Српуи,  дочери  Пашаяна  Мардироса. Вскоре  у них   родился сын  Карнук. Породнившись  и  создав семьи, они  увереннее  стали смотреть в будущее. У них появилось то,  ради  чего стоило жить дальше.

Однажды Григорян  Оганнес  и Пашаян  Мардирос  отправились в Туапсе на поиски нового места жительства  и  случайно встретили  на  вокзале  своих земляков  из хутора Тернового. Тогда  — то они  и  решили  раз  и  навсегда перебраться сюда.

«… Общими усилиями построили дома, начали заниматься животноводством, вступили в  колхоз.  В 1928 году хуторяне получили разрешение  от  властей, и своими силами  построили  начальную школу, где обучение велось на родном- армянском языке», — вспоминает  Сильва Джаниковна  Акопян – учитель армянского  языка.

Жизнь начала налаживаться,  люди вновь приобрели   простое  человеческое  счастье, то, которое  они  когда- то  безвозвратно  потеряли  там, в далекой  стране  предков…

«Армения — это страна чудес…. Если спросят меня, где на нашей планете можно встретить больше чудес, я бы назвал, прежде всего, Армению…. Поневоле поражаешься, что в таком небольшом  уголке мира можно встретить такие памятники и таких людей, которые могут стать украшением и гордостью всего мира. Трижды будь, прославлена земля армянская, колыбель талантов, колыбель великих свершений»

                                                                                                                                                                     Р. Кент

3

Сегодня мы расскажем  историю  спасения  семьи Арутюнян,  приехавшую  в  Белореченский  район  из  города  Байбурда.  Сюда  в  том  же 1915 году  из Байбурда  и  близлежащих сел  Эрзерумской  области ( северо-восток Турции, армянское наименование Баберд )  приехали  семьи:  Мнаянов, Каприлянов, Каданянов, Апикянов,  Арзуманянов, Кузикянов, Атамянов  и  другие.

По данным переписи 1914 г. в Османской империи, в Байбурде  проживало более 12 тысяч армян, а по данным Армянской Апостольской церкви, учитывающей всех своих прихожан, — до 17 тысяч.

Симпат   Ардашесович  Арутюнян  не  раз слышал от бабушки  Гаяне  трагическую  историю спасения их семьи, которая  не давала  ей  покоя всю оставшуюся жизнь. Бабушка  Гаяне  была  из зажиточной армянской семьи,  отец ее  имел небольшую  швейную фабрику  в  Байбурде. Тогда  еще  юная   Гаяне  Мовян   вышла  замуж  за  Ованеса  Арутюняна,  и вскоре  у  них родился  долгожданный первенец. Малышу  едва  исполнилось  полтора  годика, когда    начались запланированные  злодеяния  турецких  властей против армянского народа.

Армяне  в  армии  уже  в  начале 1915  года  были разоружены, большинство из них были  расстреляны  или  замучены каторжными работами. Затем армянское население было лишено имущества, изолировали или  убивали  руководителей  местных общин, отделяли  мужчин от женщин. Женщин, стариков и детей сотни километров гнали под палящим солнцем, не давая воды, моря голодом. Тысячи ограбленных, обесчещенных и не погребённых трупов ещё долгие месяцы валялись на главных дорогах страны.

У армян  Байбурда  и  окресных  деревень  Эрзерумской  области, вначале отобрали деньги,  молодых девушек  и  детей, дав  заверения безопасности, затем они подверглись нападению  и депортации, что впрочем происходило на всей территории  Западной Армении. Жителей города  и  близлежащих  сел  погнали  в ущелье, что ждало их впереди, никто не знал. Среди них была и семья бабушки  Гаяне. Душераздирающие  крики  матерей, у которых отбирали детей,  ужасающе  звенел у бабушки в ушах. Она твердо решила, что не отдаст никому своего малыша.

В надежде спасти ребенка, рискуя жизнью, бабушка  Гаяне   спрятала  его под подол длинной юбки. Узнав кого она прячет под юбкой  турки  грозились убить не только ее, но и всех членов семьи. В ущелье, куда согнали всех армян для дальнейшей расправы,  на  черноглазого  красивого малыша  обратил внимание турецкий  начальник. Зная об их безвыходном  положении богатый турок, у которого не было детей, предложил сохранить  всем  им жизнь в обмен на мальчика.У бабушки не было другого выбора. Это был выбор, не имеющий выбора…

Она с огромной горечью в сердце согласилась на предложение  турка, с одной  лишь  единственной  мыслью спасти хотя бы брата и мужа, остальных родных она уже потеряла и, во что-бы то ни стало впоследствии  разыскать своего любимого мальчика…

Корабль готовился к отплытию.  Русские солдаты и кубанские казаки Кавказской армии   грузили  раненных  для  отправки  их  на родину, а также брали  на борт  всех спасшихся армян. Часть раненных и беженцев были  высажены  в порту Батуми, остальные  прибыли  в  город Туапсе. Среди  них  была  семья  бабушки  Симпата  Ардашесовича.  Пережившие страх и  издевательства  люди  не  знали,   куда им податься. Казаки  посоветовали  им  ехать  в Белореченский  район. Здесь в  Кубанской области, ныне  село Бжедуховское, в конце  19 века обосновались и проживали  черкесогаи, а позже переселенцы из Западной Армении. В станице жили 74  турецкоподданных  армян.

Занимались они  земледелием, выращиванием  табака, скотоводством.

В 1886 году офицер Петрос  Асланян  на  свои  средства  построил  в  станице каменный  молитвенный  дом.

Так семья Арутюнянов  и  другие армянские семьи  обосновались в станице Бжедуховской.

Бабушка Гаяне  прожила трудную, но  долгую, полную воспоминаний  и  надежд  жизнь. Муж  и  брат  умерли  рано.

Бабушка  Гаяне во время  геноцида  потеряла   всех своих  близких, но смогла найти в себе силы жить дальше.  Воспоминания, какими бы тяжелыми  они ни были, взывают к жизни. Бабушка вышла  во второй раз  замуж  за  Айвазяна  Воскана, семья которого  тоже спасаясь от резни, бежала из Байбурда  и обосновалась  в  Белореченском районе.

У дедушки  Воскана и бабушки  Гаяне  родились дочери  Шушаник  и  Кехвард.  Шушаник  Воскановна – мать Ардашеса Симпатовича,  до войны  была преподавателем армянского языка  в  школе  хутора Тернового.

Как вспоминает Симпат  Ардашесович,  сын   Шушаник  Воскановны: «…бабушка  до последних дней  своей жизни  не теряла  надежду  найти своего мальчика, но к огромному сожалению , эта  самая  заветная  ее  мечта, так и не сбылась …»

История   бабушки  Гаяне  —  одна из тысячи  печальных  и  очень  похожих  судеб  армянских  женщин, переживших  унижение и  боль, страх  и ненависть , но  вопреки  всему,  подобно птице  феникса, сгорая  в  пламени  и   возрождаясь  из пепла;  воскреснуть  ради   продолжения  жизни  своей семьи,  своего многострадального,  но гордого армянского  народа.

Память о них должна жить в сердцах  и  умах  будущих  поколений. У нас есть будущее, когда мы помним  путь, пройденный  нашим  народом, каким бы тяжелым он  ни  был…

4